"Левиафан" 19 века.
В 1847 году молодой русский писатель Дмитрий Васильевич Григорович опубликовал повесть "Антон-Горемыка". Не только содержание повести и перипетии ее публикации, но и полемика, которая развернулась вокруг нее, в примечательной точности повторяют сегодняшнюю ситуацию вокруг фильма "Левиафан" Андрея Звягинцева.
У Григоровича крепостной мужик Антон проходит круг за кругом земной ад и в финале отправляется в сибирскую каторгу. Само собой – без вины. Сюжет вечный, что называется архетипический, изложен еще в ветхозаветной Книге Иова. Библейским чудовищем левиафаном, пожирающим все доброе, что может быть в человеческой жизни, даже ту его малость, что есть у Антона, предстает у Григоровича российское государство в образе крепостничества. Над крепостными крестьянами изгаляется управляющий имением Никита Федорович – почти точная копия преступного мэра из фильма Звягинцева.