Русское фортепьянное искусство стало предметом исследования недавно. Дореволюционное музыкознание почти не занималось изучением фортепьянного творчества русских композиторов прошлых веков и не считало эту тему достойной внимания. О русских пианистах, об их исполнительской и композиторской деятельности обычно шла речь, начиная примерно со второй половины XIX века.
В книгу включены основные главы и материалы докторской диссертации автора, представленной в московскую консерваторию (1954, 1956 гг.) и защищенной в 1958 году.
В основу исследования взяты первоисточники в виде изданных и рукописных нотных и научно-исторических материалов, историографические и другие документы, а также нотные образцы, хранящиеся в разных архивах; широко использована мемуарная литература.
Также в книгу включены главы о зарубежных пианистах и композиторах, активно способствовавших развитию русской фортепьянной культуры.